Здравствуйте.
Думаю важно сказать, что концептуально этот альбом - творческое описание (или даже провождение слушателя за руку) алхимико-юнгианского процесса индивидуации opus magnum ("великое делание") с прохождением соответствующих стадий nigredo, albedo, citrinitas и достижения rubedo (или, если по Дугину - кибелы, апполона, Диониса светлого и Диониса тёмного) - духовного воскрешения, соединения противоположностей, интеграции тени, установления связи с анимой и обретения самости. Организация альбома и структура самих треков подчинены именно этой цели: если в первом треке мы видим набор неинтегрированных страхов и тени, настолько что герой не может даже просто жить (громадный внутренний конфликт), кризис субъектности, то в предпоследнем треке мы видим обретение целостности: героя собирают по кусочкам, воспеваются и живая и мертвая вода, а сам Хаски поёт и на русском и на украинском.
Для тех кому интересно подробнее:
"Я боюсь" - начало nigredo
"Интро" - голос ребенка это голос "самости", целостности, последней стадии "великого делания". Так как герой находится в самом начале пути, этот голос звучит местами жутко и психоделично, и он множественнен, что является олицетворением не цельности героя. В самом же конце альбома мы слышим единый голос, ребёнка, который уже не вызывает жутких впечатлений, что подчёркивает на успешно пройденный процесс трансформации.
"Музыка - рай" - бег от проблем, от тени nigredo, от себя и реальности в мир творчества и музыки, ведь она - "врач". Ложное albedo.
"Контроль" - ввиду осознания этой иллюзии герой делает контролируемый возврат и выход в тень через направленную потерю контроля "потому что так надо".
"Танцы на снегу" - оказавшись загнанным в угол (по сути сам же собой), он принимает решение вступить в бой со своей "тенью", "ныряет" в неё.
"Я объявляю вам войну" - продолжение этого нарратива, встреча с тенью через тех на кого она проецируется, и здесь уже появляется элемент власти над тенью, субъектность над собственным хаосом, он уже не только раб боли, но и её король, который объявляет войны.
"Колобок" - ретроспективный взгляд и глубокая рефлексия, герой как "черный хтонический хлеб" был размолот в муку и испечён в мире nigredo, его "я" было раздроблено, мотивы и цели были ложными, а потом появился страх превращения в продукт потребления, осознание своих внутренних конфликтов, и бегства. Граница с albedo.
"Быть орком" - продолжение рефлексии, полное принятие своей уродливой сущности, интеграция тени. "Мы свидетели грязной эпохи, которые научились быть чистыми" - манифест интеграции.
"Лимонка" - достижение "анимы", соединение противоположностей (алхимический брак) - тени и анимы. Это citrinitas, инфляция эго ввиду осознания своей мощи на этой стадии, "брожжение, приводящее к желтому цвету материала в сосуде, опьянение разума", включение на полную катушку архетипа "героя".
"Партизан" - продолжение citrinitas через "мортификацию" - деинфляцию эго через его символическое умервщление. Принесение себя в жертву для подчинения эго самости - ключевая и болезненная точка как перехода в rubedo в opus magnum, так и всего альбома ("брось меня здесь, на тропе войны, не оплакивай меня..", в то время как сначала просил товарища комбата о спасительной вертушке). В контексте opus magnum, в этот момент для дальнейшей трансформации нужен регресс на более низкие стадии (nigredo и albedo).
"Я хочу быть псом" - и вот он, осознанный регресс в тень будучи уже иниегрированным, и потому видим обретение способности полного произвольного управления тенью, словно неким костюмом.
"Душа" - по отношению к точке трека "партизан" всё ещё регресс, но уже в более высокое albedo, где устанавливается активный диалог с душой - анимой. Достижение реальной цели стади как и в предыдущем случае.
"Ангел учится летать" - первый вход в rubedo (этакое пограничье), где противоположности сливаются в единое целое, причудливо переплетаясь. Ангелы-солдаты, война (функция тени nigredo) в раю. Приходит осознание что для того чтобы научиться "летать" необходимо падение.
"Живая вода" - освоение в rubedo, обретение целостности, где герой "собрался по кусочкам" и воскрешен. Полное принятие противоположностей в виде соседствующих архетипов живой и мёртвой воды.
"Снегом ветром зноем" - поздняя стадия rubedo, обретение полной внутренней и внешней гармонии, принятие смерти как части жизни.
Следует так же рассмотреть "лимонку" в дополнительном контексте - очевидна отсылка на икону всея нацболов - Лимонова, основателя национал-большевизма: "в левой руке лимонка, в правой руке лимонка" - национал-большевизм характеризуется как раз именно тем, что он одновременно и крайне левый и крайне правый (как активный антицентризм против окостенения холодного прагматизма центризма), то есть опять же это герметическая попытка объединения противоположностей, в которой должно рождаться огромное количество пассионарной энергии словно во взрыве, и параллель с лимонкой как с гранатой здесь как нельзя кстати. И здесь же хаски говорит ещё раз об объединении противоположностей: "в левой руке граната пахнет порогом ада. В правой руке – другая, будто пароль от рая" - отсылка одновременно на разницу "лево" и "право" в идеологическом смысле, а так же ещё более глубокая отсылка на тот же герметизм и эзотерику - пути левых и правых рук, что отображено к примеру в статуе/рисунках Бафомета, правой рукой указывающей вверх, "к раю", а левой вниз - "к аду". И пресловутая "лимонка" объединяет оба принципа в себе.
Таким образом товарищ пёс показывает процесс духовного воскрешения и развития как отдельно взятого героя альбома в разных его персонификациях, так и накладывает этот процесс на современный широкий контекст - на Россию и Украину как две противоположности одной русской целостности, и делает это очень аккуратно, "подпорогово".
Снял немного за структуру только из-за того что есть треки с огромным количеством повторяющихся хуков, что попросту душит, хоть и понятно что по задумке это уместно. Например в треке "контроль" с каждым хуком вербализация, тональность - плавно смещаются в сторону "тени", агрессии, животного начала, что так же отражено и в музыкальной составляющей - от духовного православного хорала к бездуховной электронной синтетике, а в конце и вовсе звучит "антидуховный" лоу-фай хардкор-панк как символ полной потери того самого контроля. То есть с точки зрения основной концепции вопросов нет, но с точки зрения именно субъективного восприятия - душно, скучно, нет удовольствия. Хотя кто сказал что музыка должна приносить удовольствие, если по его задумке в данном случае она - врач (как его личный, так и наш с вами)?
Как бы то ни было, это по-настоящему цельный и глубоко осознанный альбом от Хаски.
30.11.2025